Уступит ли еврейский гуманизм требованиям здравого смысла? Израиль в фокусе - Ремонт и стройка

Уступит ли еврейский гуманизм требованиям здравого смысла? Израиль в фокусе

Уступит ли еврейский гуманизм требованиям здравого смысла? Израиль в фокусе

Иллюстрация: news.myseldon.com

Портал newsru.co.il опубликовал обзор политической ситуации в Израиле за неделю, подготовленный журналистом Габи Вольфсоном.

30 сентября кабинет по борьбе с коронавирусом собрался на очередное заседание. Речь шла о подготовке к празднику Суккот, о длительности карантина и его эффективности. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху потребовал ужесточения мер на праздничные и послепраздничные дни. Глава «Кахоль Лаван» Бени Ганц возразил: «Мы путаем людей и сводим их с ума, так нельзя», — сказал он. По свидетельствам очевидцев, премьер-министр утратил самообладание и повысил голос. «Я не желаю слышать подобное. Мы опираемся на данные, а не на ваши ощущения».

Премьер-министр раздражен. Эффект карантина, который должен понизить уровень заражаемости, еще не начал сказываться, данные по смертности и заболеваемости бьют рекорды, рейтинг популярности правительства и его главы падает, а прекратить демонстрации удалось с большим трудом — и то на время карантина. Более того, через неделю потребуется вновь голосовать по вопросу о демонстрациях и совершенно неизвестно, как на сей раз проголосует «Кахоль Лаван».

Наступающий праздник Суккот тоже не сулит премьер-министру ничего хорошего. Несмотря на то, что большая часть ультраортодоксов, начиная с «литовских» харедим и заканчивая избирателями ШАС, декларировала готовность соблюдать строгий карантин, опасность резкого роста числа зараженных коронавирусом после праздников Суккот и Симхат Тора крайне высока. Некоторые хасидские дворы не скрывают намерения проигнорировать распоряжения Минздрава и устроить массовые мероприятия. Полиция уже заявила, что не допустит массовых собраний, а правительство приняло решение о наложении штрафов на гостей, находящихся в чужих праздничных шатрах. Но совершенно очевидно, что активность действий правоохранительных органов напрямую зависит от политической воли руководства страны. Захотят ли Биньямин Нетаньяху и Амир Охана ссориться с Яаковом Лицманом? Ответа на этот вопрос ни у кого нет. По словам координатора по борьбе с коронавирусом Рони Гамзу, 40% заразившихся в последнее время, являются ультраортодоксами (АМАН дает несколько иную оценку — около 30%). Иерусалим и Бней Брак лидируют в перечне «красных» городов. Но большую часть последней недели властные структуры были заняты не этим.

Уходящая политическая неделя началась еще в пятницу, когда оппозиции удалось не позволить коалиции провести поправки к закону о коронавирусе, ограничивающие право на проведение демонстраций. Сотни поправок были поданы, причем не только оппозицией, но и депутатами от «Кахоль Лаван», которых многие называют «оппозицией внутри коалиции». После многих часов непрерывного заседания комиссии Кнессета по законодательству, депутаты разошлись. Шаббат и наступивший затем пост Йом Кипур давал возможность для передышки. В коалиции пригрозили задействовать административные распоряжения о чрезвычайном положении для того, чтобы ограничить право на проведение демонстраций, однако не поспешили реализовать эту угрозу. Прежде всего потому, что в «Кахоль Лаван» заявили, что не только не поддержат само предложение, но и не допустят созыва заседания правительства по этому вопросу. А также потому, что премьер-министр не решился на действительно беспрецедентный шаг: ограничивать одну из базисных свобод граждан путем задействования административных актов о чрезвычайном положении в мирное время. Шломо Караи еще призывал проигнорировать возражения юридического советника правительства, Мики Зоар еще заявлял, что «Кахоль Лаван» и оппозиция сознательно подвергают риску жизни граждан для того, чтобы свалить Нетаньяху. Но уже на исходе прошлого шаббата премьер-министр знал, что никаких административных актов задействовать не будет.

Многие в политических кругах сегодня задаются вопросом: хотел ли премьер-министр на самом деле ограничивать демонстрации. В последние недели «Ликуд» избрал новую тактику ответа на протестные акции. «Эти демонстрации не приносят нам никакого политического вреда. Чем больше они митингуют, тем большую поддержку мы получаем», — заявил Биньямин Нетаньяху в ходе одного из недавних брифингов. Этот посыл, который не находит подтверждения в опросах общественного мнения, с тех пор регулярно повторяется депутатами от «Ликуда» и приближенными премьер-министра. Расчет в данном случае простой: продолжение демонстраций дает возможность обвинять их участников в безответственности (справедливо) и распространении заразы (сомнительно). Глава коалиции Мики Зоар заявил, что «участники демонстраций распространяют вирус не в медицинском, а в пропагандистском плане». Что имел в виду Зоар, осталось тайной. На самом деле, никто не знает, сколько человек заразились на митингах протеста против премьер-министра. Хотя бесспорно, что есть логика в стремлении ограничить мероприятия, в которых принимают участие тысячи людей, без соблюдения социальной дистанции, зачастую без масок. Проблема лишь в том, что нет ни одного человека в стране, который считал бы, что премьер-министром движет забота о здоровье граждан, а не желание найти повод для прекращения выступлений, направленных против него лично.

В то же время, Нетаньяху очевидным образом рассчитывает на пиар-дивиденды от митингов на улице Бальфур, и уж во всяком случае на объединение своих сторонников. Ничто так не сплачивает сторонников любого политика как точно обозначенный и «ощутимый» противник. Громогласные демонстрации с использованием различной сомнительной символики, например, флагов ООП, как нельзя лучше этому способствуют.

В оппозиции прекрасно отдают себе отчет в том, что свалить нынешнее правительство может лишь оно само. Политическое будущее Ганца слишком печально, чтобы можно было ожидать от него громкого хлопка дверью на пути из коалиции на выборы. Драматический призыв Яира Лапида, обращенный к депутатам от «Кахоль Лаван» — голосовать против ограничения права на демонстрации в период карантина, был рассчитан на избирателей, а не на Бени Ганца. В случае распада правительства, Ганц становится действующим премьер-министром на время предвыборной кампании. Исключение составляет распад правительства на фоне непринятия бюджета, именно поэтому в политических кругах убеждены, что коалиция распадется либо в декабре на фоне дискуссий по госбюджету на 2020 год, либо в марте, когда речь зайдет о бюджете на 2021 год. Если Ганц по своей инициативе покидает правительство, премьер-министром вплоть до формирования следующего кабинета министров остается Нетаньяху.

У главы «Кахоль Лаван» нет никаких причин спешить на политическое кладбище, оставляя кресло премьер-министра Биньямину Нетаньяху. В «Еш Атид», НДИ и «Ямине» понимают все это, поэтому уже сейчас используют время на подготовку к будущим выборам. Лапид обвиняет Нетаньяху в провале борьбы с коронавирусом, Либерман обвиняет Нетаньяху в капитуляции перед ультраортодоксами, Беннет обвиняет Нетаньяху в неспособности принимать решения. В оппозиции отлично понимают, что перспектива смены власти целиком зависит от двух факторов: твердости так называемого правого блока и поддержки, которую получает Нетаньяху в «Ликуде». Что касается его собственной партии, у премьер-министра нет особых оснований тревожиться. Очень многие там мечтают проснуться однажды утром и узнать, что Биньямин Нетаньяху навсегда покинул израильскую политику. Но никто из них, кроме Гидеона Саара, на данный момент не готов открыто выступить против премьер-министра, понимая, что тягаться с Нетаньяху на праймериз не по силам, а получить титул «нелояльного» и тем самым понизить свои шансы в борьбе за наследство Нетаньяху, очень легко. Значит — надо ждать.

Правый блок — «Ликуд», ультраортодоксы и «Ямина» — непрочен. Именно с его расшатыванием связывают свои надежды лидеры «Еш Атид» и НДИ. Взлет популярности Беннета связан в первую очередь с разочарованием в способности Нетаньяху победить коронавирус. Когда грянут выборы и на повестку дня вернутся вопросы религии и государства, отношений между структурами власти, внешней политики — и возобновится всем нам хорошо знакомая дискуссия между правыми, центристами и левыми — может начаться и перераспределение голосов. О дилемме Беннета: хранить верность Нетаньяху или пойти на союз с Лапидом, который быстрее откроет ему путь в канцелярию премьер-министра, хоть и в ротации, говорилось уже не раз.

Помимо этого все ждут вступления в игру новых участников. Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи уже формирует собственную партию, Офер Шелах ищет свой путь. Пока не заявил о себе внятно бывший начальник генерального штаба ЦАХАЛа Гади Айзенкот. И тут уже перед непростой дилеммой окажется Яир Лапид. Во всех интервью глава оппозиции говорит, что он не намерен более уступать кому-либо пост кандидата в премьер-министры. «Мы можем полагаться только на самих себя», — подчеркивает он. Но как поступит Лапид, когда на одной чаше весов будет его желание попробовать наконец свои силы на позиции кандидата в премьер-министры, а на второй — реальный шанс на смену власти в случае замены Лапида кем-либо более «весомым». Как в этой ситуации поступит нынешний глава оппозиции? Не знает никто.

Но выборы еще не объявлены. А как сказал однажды Яир Лапид, «то, как всё выглядит до того, как объявлены выборы, совершенно не похоже на то, чем оказывается после того, как они объявлены».

Происходящее в стане оппозиции сейчас вторично. Оппозиция власть в Израиле не меняет, ее меняет правительство, дискредитируя себя, теряя доверие общества. Так было с правительством Рабина-Переса, так было с правительством Ольмерта, так было с первым правительством Нетаньяху. Судя по опросам общественного мнения, нынешнее правительство до того состояния еще не дошло. Но провал борьбы с коронавирусом, почти признанный самим премьер-министром, постоянные дрязги внутри коалиции, усиливающееся ощущение (справедливое или нет — это другой вопрос) того, что нынешний кризис — это не главная проблема, занимающая власть, все это формирует кризис доверия.

В эти дни исполняется 47 лет с начала войны Судного дня. Генеральный директор больницы «Адаса» профессор Зеэв Ротштейн несколько дней назад сказал, что нынешний провал соразмерен с провалом 1973 года. Все помнят, чем кончилась та война для политического руководства страны. (newsru.co.il)

Газета «Еврейский Мир» опубликовала аналитическую статью писателя и публициста Бориса Гулько (США), под заголовком «Гуманизм против здравого смысла».

Человеческое общество постоянно ищет руководящую идею. В XIX веке такой была борьба с несправедливостью имущественного неравенства. Переворот в России в 1917 году эту проблему решил, уничтожив богатых. Пролились реки крови, и все, кроме власть предержащих, стали бедными.

В Германии пошли иным путём. Там с неравенством боролись, уничтожив не богачей, а успешное нацменьшинство, которое за то не любила значительная часть нацбольшинства. Мир ужаснулся злодеянию уничтожения нацменьшинства и вновь пошёл иным путём. В США предельно защитили меньшинства. Теперь за фразу «Все жизни важны» человека изгоняют из общества с «волчьим билетом». Он этими словами отрицает «привилегию белых» и тем оскорбляет чёрных, а больше прогрессивных белых. При этом в стране куда-то задевались свобода мнений и свобода слова, отличавших раньше Америку от СССР и Третьего рейха.

Обдумывая ещё в студенческие годы крушение каждой в отдельности и всех вместе идеологий, я решил для себя, что есть одна бесспорная — гуманизм. Этот мой вывод показывает, что уже тогда я принадлежал к евреям, самому гуманному народу.

Нет более гуманного государства в мире, чем Израиль. В легендах о его создании есть одна, не раз слышанная мной: во время Войны за независимость отряд из 18 еврейских бойцов, под покровом ночи, где-то в районе Гуш Эциона пробирался для выполнения важнейшего задания. По дороге им попался старик-араб, пасший коз. Пастух клялся всем святым, что не выдаст евреев, и ему оставили жизнь. На месте операции евреев поджидала засада, оповещённая клятвопреступным пастухом, и все евреи погибли. Рассказывавшие это не оправдывали евреев-лазутчиков — те нарушили приказ, повелевавший никого из встречных не щадить, и угробили операцию. Но всё же гордость за человеколюбие погибших в голосах рассказывавших я слышал. Таких историй не одна.

Конечно, существуют брутальные евреи. Такие идут в шахматисты. Трудно описать удовольствие, когда уже внутренне торжествующему свою ожидаемую победу сопернику ты вкатываешь, за счёт хорошо замаскированной западни, красивый мат! Ещё таких евреев можно услышать, когда очередной террорист, проникнув ночью в еврейский дом, вырезает семью, включая младенца. В такие моменты брутальные евреи требуют немедленного введения в Израиле смертной казни. В состоянии ярости они забывают даже, что смертная казнь в законах Израиля уже есть, но не применяется, поскольку негуманна.

Особенно впечатляет наш гуманизм во время военных действий. В начале апреля 2002 года, во время кровавой интифады, в операции в Дженине напрасно погибли 13 молодых еврейских солдат. Командующий, вместо того, чтобы разбомбить дома, в которых скрывались террористы, повелел, заботясь о близких убийц, обыскивать каждый дом. Во время войн с Газой Израиль обеспечивает врага электричеством и водой — беспримерный гуманизм.

За свободу похищенного ХАМАСом израильского капрала Гилада Шалита Израиль заплатил 18 октября 2011 года освобождением 1027 террористов. Ради гуманности сильный Израиль ведёт себя с врагами как слабая сторона. Что поделаешь, гуманизм — это наш характер.

Достоинства еврейского гуманизма неочевидны и в дни мира. Когда на нас свалился из Китая коронавирус (КВ), не у меня одного родилось чувство, что настал кризис цивилизации. Она оказалась не очень годной для противостояния КВ. Одной из проблем стал гуманизм.

В статье «Паника!», опубликованной 18 марта с.г., я, приведя мнение, что КВ «заразнее сезонного гриппа, но протекает легче, чем тот», предложил: «отправлять в карантин надо не крепких людей, которые, если случится, превозмогут КВ, а старых и больных». Для тех можно выделить «отели и пансионаты. Это недёшево стране, но дешевле, чем отправлять в карантин здоровую часть общества».

Конечно, при такой стратегии некоторые люди пострадают, а то и умрут. На то она и эпидемия. Так, свиным гриппом в США в 2009 — 2010 годах переболело 60.8 миллионов человек и 12,469 умерли. Эпидемия!

Но израильтяне не могли не бороться за каждую отдельную жизнь, невзирая на цену. Это наш национальный характер. Страну закрыли на карантин.

Долгое время пресса гордо сообщала, что показатели Израиля в спасении жизней от коварного вируса одни из лучших в мире. Особенно, по сравнению со Швецией, имеющей сравнимое с Израилем население и избравшей стратегию относительно КВ вроде предложенной в моей статье.

Естественно, за гуманизм израильтянам пришлось платить падением экономики, резким скачком безработицы и падением качества жизни, но гуманность требовала жертв. Швеция статистически проигрывала Израилю в борьбе с КВ, что наполняло человеколюбивых израильтян чувством самоудовлетворения.

Однако потом карантин пришлось ослабить, и КВ вернулся. Сейчас в Израиле чуть не вдвое больше инфицированных на 1 млн населения, чем в Швеции, что может быть частично объяснено значительно большей плотностью населения. Зато умерших в пропорции к шведам у нас в 5 раз меньше. И это имеет объяснение — шведы редко рожают детей, и поэтому народ у них в пропорции значительно старше. Реальные различия — тяжёлые потери Израиля в экономике и в качестве жизни, однако большое моральное удовлетворение от принесения жертв на алтарь гуманизма.

В США выбор стратегии борьбы против КВ имел иную основу. Президент Трамп склонялся к шведскому варианту, позволявшему сохранить здоровую экономику, а Демпартия настаивала на полном и максимально длительном карантине. Желательно до ноября, до выборов. Тогда рухнет экономика, и взбесившийся от невзгод народ проголосует против ненавистного Трампа. А ради этого не жалко ничего.

Народ взбесился ещё до выборов, хотя, думаю, тоже по плану демократов — разграбил и пожёг центры крупнейших американских городов, управляемых мэрами-демократами. Как это скажется на выборах — пока неясно.

Нечто похожее начинает происходить с молодёжью в Израиле. Здесь протестанты бродят по ночам с чёрными флагами, не дают людям спать и требуют принятия в стране новгородской модели демократии. Напомню, в древнем Новгороде голосование происходило не так, как в Израиле, давшем большинство голосов партии Биби. Там народное вече принимало решение «на голос» — кто громче прокричит, тот и прав. По другой версии, вече собиралось на мосту, и победителями объявлялись сумевшие столкнуть оппонентов в Волхов. Что тоже не отменяло громкие крики.

В Израиле больших рек нет. Но покричать мы можем.

Много сомнений вызывает статистика КВ. Недавно «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что лишь 10% проведённых в стране тестов на КВ указывают на реально больных, остальные фиксируют инфицированных, что не одно и то же.

***

А недавно в борьбе стратегий относительно КВ произошёл взрыв — Revolver News опубликовал статью трёх американских учёных в области экономики и политических наук с анализом уместности (вернее, неуместности) карантина как средства борьбы против распространения КВ. Так как вопрос относительно КВ в США — политический, а свобода слова, как я упомянул уже, упразднена, учёные укрылись за псевдонимами, звучащими однако подозрительно по-еврейски. Несколько изданий пересказали эту статью о сенсационном исследовании.

Авторы сообщили, что американский «Центр контроля и предотвращения болезней» (CDC) использует денежным эквивалентом метрической единицы Value of a Statistical Life (VSL) — статистической ценности жизни — $ 10 млн. Деньги определяют качество питания, жилья, медицинского обслуживания и прочего, выливающегося в годы жизни. И «карантин в десять раз более смертоносен для американских граждан, в пересчёте на VSL, чем КВ. «Он разрушающе подействовал на долгосрочную финансовую и социальную стабильность общества», заключили учёные.

Трамп в речи на конвенции республиканцев выразил эту идею, предупреждая о готовности Байдена, в случае победы на выборах, на 3 месяца «закрыть» страну: «Стоимость карантина Байдена будет измеряться увеличением смертей от передозировки наркотиков, депрессиями, алкогольной зависимостью, самоубийствами, сердечными приступами, экономическими катастрофами, потерями работ и многим другим. План Джо Байдена не является решением проблемы вируса, а, скорее, это капитуляция перед вирусом».

Статья учёных сообщает что, по статистике CDC, с 1 февраля по 22 августа только 6% зачисленных как умерших от КВ не имели сопутствующих болезней, которые тоже могли привести к смерти. Этих бесспорных КВ смертей — около 12 тыс., что примерно равно числу умерших от свиного гриппа в 2009 — 2010 годах.

Продравшись сквозь статью, полную таблиц и диаграмм, приходим к заключению учёных мужей: «Стоит на минуту задуматься об институциональных стимулах в академических кругах, которые привели к пандемическому столпотворению и почти гарантированному будущему финансовому краху США. Наши расчеты показывают, что, с точки зрения потерянных лет жизни — карантин КВ в США объективно причинил гораздо больше вреда, чем добра для каждой возрастной категории. Потери в течение года жизни настолько велики, что трудно увидеть какие-либо уточнения, оправдывающие нынешнюю комбинацию американской политики. Кутерьма с КВ показывает, что обещание „рациональных социальных исследований“ является ложью. Политикам и гражданам было бы лучше следовать здравому смыслу, как в периоды прошлых бедствий: закрыть границы внутри Соединенных Штатов и между Соединенными Штатами и другими странами, изолировать пожилых людей и просто носить маску».

Крах гуманного подхода к противостоянию КВ тяжело переживается общественным сознанием Израиля. 5 сентября поступило тревожное сообщение, что вспышка КВ произошла на одной из военных баз. Правда, было уточнено, что болезнь, во всех случаях, протекает в лёгкой форме. Для здоровой молодёжи КВ — пара дней недомогания — не страшен. Не успели расстроиться, и вот тебе — «в лёгкой форме».

А 6 сентября 90 израильских врачей и учёных, включая Нобелевского лауреата, опубликовали призыв к правительству следовать здравому смыслу и переключиться на «шведскую модель» отношения к КВ. Такой подход, конечно, против нашего принципа жертвовать всем во благо человека, но для этого блага он предпочтительней.

Уступит ли традиционный еврейский гуманизм требованиям здравого смысла?

Автор: Борис Гулько

Источник