Учебный самолёт Як-130 может стать «убийцей танков» — эксперт - Ремонт и стройка

Учебный самолёт Як-130 может стать «убийцей танков» — эксперт

Учебный самолёт Як-130 может стать «убийцей танков» — эксперт

Як-130. Иллюстрация: sdelanounas.ru

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» холдингом «Швабе» был продемонстрирован обзорно-прицельный комплекс СОЛТ-25 (система оптическая, лазерная тепловизионная), адаптированная для учебно-боевого самолёта Як-130. Ранее система устанавливалась только на модернизированные штурмовики Су-25СМ3. В версии для Як-130, СОЛТ-25 выполнен в виде подвесного прицельного контейнера. По словам заместителя генерального директора «Швабе» по НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), в дальнейшем СОЛТ-25 будет адаптирован и для других российских боевых самолётов.

СОЛТ-25 позволяет вести круглосуточный обзор пространства, обеспечивая возможность применения самолёта в сложных погодных условиях, днём и ночью. Система позволяет пилоту видеть на жидкокристаллическом мониторе (в Як-130 их три) в кабине как телевизионный, так и тепловизионный видеосигнал, кроме того, обеспечивая увеличение изображения до 16 раз. Что касается боевого применения, то СОЛТ-25 позволяет эффективно выявлять наземные цели, захватывать их и автоматически сопровождать на дальности до 8 км. Лазерный дальномер обеспечивает точный расчёт расстояния до цели, а также её подсвечивание, что позволяет применять практически весь спектр российских управляемых ракет и бомб с лазерным, телевизионным и инфракрасным (тепловизионным) наведением. Такое вооружение эффективно практически против любых целей на поле боя — от подвижных танков (применение ракет с лазерным наведением), до статичной инфраструктуры.

При установке СОЛТ-25 на Як-130, самолёт получает очень серьёзные боевые возможности, сопоставимые с таковыми у штурмовика Су-25СМ3. С момента создания, неоднократно заявлялось о возможности разработать на базе Як-130 лёгкий штурмовик, однако пока в боевой версии самолёт так и не появился. Высокие лётные характеристики машины (максимальная скорость 1050 км/ч, тяговооружённость 0,8, хорошая маневренность — управляемость на углах атаки до 35 градусов, боевой радиус около 1350 км) в купе с наличием девяти точек подвески вооружения и боевой нагрузкой в 3000 кг, действительно позволяют сделать из Як-130 недорогой лёгкий ударный самолёт при минимуме доработок и изменений.

Также очевидно, что для использования подвесного прицельного контейнера не нужно создание полноценной новой модификации Як-130 и при минимуме затрат можно модернизировать имеющиеся в строю самолёты. Только в ВВС России имеется не менее 111 Як-130 (недавно подписан контракт ещё на 25 машин), в новой конфигурации самолёт может вызвать интерес и на мировом рынке.

Отдельно стоит отметить и тот факт, что ранее озвучивались планы именно по глубокой переработке самолёта, с установкой радиолокационной станции (к примеру, «Барс-130», демонстрировавшийся на «Армии-2019»), а не только нового прицельного комплекса. В таком случае самолёт становится лёгким многофункциональным истребителем, способным обнаруживать самолёты противника как минимум на дальности в 85 км и обстреливать на дальности в 65 км (приведены характеристики предшественника «Барс-130» — радара «Оса»). Однако такая модернизация окажется дорогой и применимой всё-таки к новым бортам. Интерес к такой машине в ВКС России отсутствует, и в этом облике она скорее привлекательна для небольших бедных стран, которые не могут позволить себе приобретение полноценных многофункциональных истребителей.

Источник