Выдача товарных кредитов выросла в августе - Ремонт и стройка

Выдача товарных кредитов выросла в августе

Выдача товарных кредитов выросла в августе

Банки собрали портфель к 1 сентября

Крупнейшие игроки рынка товарных кредитов (POS-кредитование) в августе переломили тенденцию по снижению портфелей, которая наблюдалась с начала введения карантинных ограничений. Этому способствовали активные выдачи кредитов на товары, выросшие на фоне отложенного спроса не только к предыдущему месяцу, но и год к году. Впрочем, эксперты полагают, что данный рост временное явление и уже четвертый квартал окажется для участников рынка не столь позитивным.


По итогам августа лидеры рынка POS-кредитов заметно (на 10–20%) увеличили их выдачи по сравнению с предыдущим месяцем. Это помогло переломить тенденцию по снижению объема портфелей крупных игроков. Еще в июле большинство лидеров рынка показывали снижение портфелей (см. “Ъ” от 28 августа). По данным Frank RG, общий портфель товарных кредитов тогда снизился к предыдущему месяцу на 0,7%, за год на 16,4%, тогда как в июне годовое сокращение находилось на уровне 15,4%, а в мае — 12,3%.

В Почта-банке, который в июле стал лидером рынка, в августе выдали POS-кредитов на сумму более 6,5 млрд руб., что на 10% превышает показатель июля и на 12% выше августа прошлого года.

Как отметил директор по развитию партнерской сети банка Андрей Павлов, в августе портфель достиг 43,5 млрд руб., увеличившись на 1,7% к июлю и 2,6% к августу прошлого года. По словам зампреда правления ОТП-банка Александра Васильева, объем выдачи POS-кредитов в августе к июлю вырос на 20%, положительной оказалась и динамика год к году.

«В августе объем выдач POS-кредитов вырос более чем на 8% по сравнению с июлем, за год они увеличились на 5,6%»,— говорит руководитель развития внешней партнерской сети POS-кредитования МТС-банка Артур Мельников. В банке также фиксируют рост портфеля, хотя и «несущественный».

Большинство участников рынка товарных кредитов сократили портфели

В банке «Хоум кредит» сообщили, что в июле и августе наблюдали прирост выдач на стабильном уровне примерно в 13%. «Объем выдач в августе 2020 года на 19% превысил показатели июля,— указали в банке «Ренессанс кредит».— Если сравнивать с августом 2019 года, объем выдач также вырос». Изменения портфелей в этих банках не раскрыли.

Банкиры считают перелом тенденции логичным и каких-то причин для сокращения портфелей в ближайшем будущем не видят.

В Почта-банке отмечают, что одним из главных драйверов роста стало увеличение доли продаж в онлайне. «Выстраивание отношений с крупнейшими ритейлерами и ряд технологических доработок позволили существенно повысить поток заявок и долю одобрений по ним»,— говорит господин Павлов. «Удаленная работа способствует по-прежнему высокому спросу на компьютеры и ноутбуки,— добавляет Александр Васильев.— Мы ожидаем, что в сентябре приблизимся к показателям прошлого года».

Как банки и заемщики приспосабливаются к непростым временам

В «Ренессанс кредите» добавляют, что существенный рост наблюдается в сегментах «телеком», «меха» и «электроника», что «стало следствием подготовки к учебному году и осенне-зимнему периоду». «Положительная динамика выдач объясняется повышением клиентской активности в сегментах бытовой и цифровой техники перед началом нового учебного года»,— соглашается господин Мельников. Сезонный спрос подтверждают и ритейлеры, хотя торгцентрам удалось восстановить посещаемость лишь на уровне 60–85% от прошлогодних значений (см. “Ъ” от 1 сентября).

Однако эксперты настроены менее оптимистично.

По словам аналитика БКС Егора Дахтлера, в третьем квартале наблюдается закономерное оживление в потребительском секторе, поле снятия карантинных ограничений реализуется отложенный спрос, что благоприятно сказывается и на POS-кредитах. «Но реализация отложенного спроса — не долгосрочная история,— предостерегает он.— Даже если не произойдет второй волны коронавируса, доходы населения в этом году просели достаточно сильно, и на их восстановление потребуется время».

Не нужно забывать и о высоких рисках POS-кредитов и ужесточении требований банков к заемщикам, а платежеспособная аудитория использует более привлекательные инструменты — карты с льготным периодом и программами лояльности. Четвертый квартал, полагает господин Дахтлер, для сегмента POS, вероятно, окажется уже не таким благоприятным.

Светлана Самусева


Источник