Блицинтервью | Ремонт и стройка

Блицинтервью

Блицинтервью

«Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров»

Зачем нужно столько курьеров для высокотехнологичного маркетплейса, во сколько обойдутся его услуги для банков и сколько потратила биржа на проект, рассказал в интервью “Ъ” управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин.


Когда заработает маркетплейс?

—Ожидалось, что маркетплейс появится, еще пару лет назад, но пришлось ждать закон об операторах финансовых платформ. Закон приняли в июле этого года, в конце августа Московская биржа стала первым зарегистрированным Банком России таким оператором. Проект в режиме friends & family запустили с начала сентября.

— Что значит в режиме friends & family?

— Создан сайт. Пока идет пилотный проект, он запаролен, и отрабатывается клиентский функционал, корректируем пользовательские сценарии. В качестве клиентов маркетплейса сотрудники и друзья биржи, Банка России, банков-партнеров. Они уже начали открывать вклады через платформу.

— Когда коммерческий запуск?

— Мы откроем платформу для всех пользователей в октябре. К этому времени на ней будет порядка 10 банков. На первом этапе размещать депозиты через маркетплейс смогут жители 23 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург).

— А крупные банки участвуют в проекте?

— В свое время мы подписали меморандум по развитию платформы с почти двумя десятками банков. Но по-настоящему смогли начать их интеграцию только с появлением законодательства. Крупным банкам требуется гораздо больше времени на эту работу ввиду сложности внутренних ИТ-систем. Например, с Газпромбанком даже создана рабочая группа по интеграции, причем она будет касаться не только вкладов, но и кредитов и других продуктов. Совместно с Центром финансовых технологий (ЦФТ) и «Диасофтом» мы разрабатываем коробочное решение, которое позволит банкам быстрее подключиться к платформе. Оно будет готово к ноябрю.

— Сколько для банков будет стоить коробочное решение по интеграции? Есть оценки от нескольких сот тысяч рублей.

— Все зависит от универсальности АБС-системы банка. Если банк обратится к интегратору (ЦФТ и «Диасофт»), тот сам установит стоимость решения. В масштабах ИТ-бюджетов банков это будет совсем незначительный расход.

— Сколько банков присоединится к платформе до конца года?

— Думаю, будет порядка 20. Всего ведутся переговоры с 60 банками. Отсутствие конкретного банка на платформе не ограничивает его клиентов в использовании средств на его счетах для перевода на депозиты, открытые через платформу. Мы также ведем переговоры с НСПК и в этом году планируем подключиться к Системе быстрых платежей (СБП).

— Вы будете работать с уже существующими агрегаторами — «Банки.ру» и «Сравни.ру»?

— Мы уже заключили с ними соглашение — на их сайтах будет кнопка перехода на сайт маркетплейса при желании открыть вклад. Уже на «Финуслугах» вкладчик сможет перейти к заключению договора. Наша витрина также будет осуществлять сравнение вкладов.

— Какую финансовую услугу запустите во вторую очередь?

— ОСАГО. В этом году уже будет партнерская программа с одним или несколькими страховщиками. Кредиты планируются в следующем году.

— Мобильное приложение есть?

— Планируем запустить в следующем году.

— Если есть возможность входа в личный кабинет через «Госуслуги», и если там идентификация человека подтверждена, например, через Сбербанк, то для маркетплейса этой идентификации будет достаточно?

— Через сайт «Госуслуги» можно пройти только первичную идентификацию. По закону мы должны отправить гражданину своего представителя, который сфотографирует вкладчика и его паспорт. Достаточно один раз пройти идентификацию, и можно будет пользоваться сервисами платформы удаленно.

— Получается, что маркетплейс ограничен в использовании чужой идентификации. Вы работаете над внесением изменений в закон?

— В разработке находится законопроект, который позволит нам, как оператору платформы, подключиться к реестру единой биометрической системы данных (ЕБС).

— Но в ЕБС всего несколько сот тысяч слепков биометрии граждан. Не так уж и много…

— Но система же будет развиваться.

— Пока все это не заработало, вы будете проводить идентификацию через курьеров?

— Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров: во всех регионах, где платформа будет работать с октября, можно будет это сделать.

— То есть сейчас оплата курьерской службы — это самая большая статья расходов маркетплейса?

— Это существенная часть затрат на приобретение нового клиента. Наши основные расходы — совершенствование ИТ-платформы. Скоро начнем вкладываться в продвижение бренда «Финуслуг».

— Банки, подключившиеся к маркетплейсу, будут делиться с вами идентификацией своих клиентов?

— Такая возможность по закону есть. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, которые будут выступать нашими агентами по идентификации, это банки с широкой региональной сетью. То есть человек сможет вызвать курьера или сходить в банк-агент, который проведет идентификацию и отправит информацию нам. Если эта информация уже есть у банка, он может поделиться ею с платформой без визита человека в офис.

— Сколько банкам будут стоить услуги маркетплейса?

— Банк будет платить комиссию, определенный процент от суммы вклада, и компенсировать часть стоимости работы курьера — 400 руб. Для сравнения — выезд банковского курьера стоит 700–800 руб. Для клиентов-физлиц услуги маркетплейса бесплатны.

— Сейчас банк тратит на привлечение клиента 2–3 тыс. руб. Будет ли банку выгодно работать с маркетплейсом?

— Тарифная политика платформы построена таким образом, чтобы привлекать клиента на маркетплейсе банкам было выгоднее, чем самостоятельно. Помимо стоимости привлечения банк дополнительно несет значительные расходы на обслуживание клиентов в офисе банка. К тому же стоимость наших курьеров для банков уже сейчас в два раза дешевле.

— Сейчас есть маркетплейс по паям, который реализует специализированный депозитарий «Инфинитум». Вы будете существовать отдельно с ним?

— Мы ведем переговоры и будем интегрироваться с платформой «Инфинитум». Если успеем, то сделаем это до конца года. Также ведем переговоры, например, с «Открытие брокером», который разместит у нас на платформе инвестиционные продукты, в том числе паи и доверительное управление.

— Сколько уже денег было инвестировано в этот проект?

— Общие затраты на разработку, включая капитальные затраты, не превышают размер среднемесячной чистой прибыли Московской биржи (за первое полугодие чистая прибыль биржи по МСФО составила 12,7 млрд руб.— “Ъ”).

— В рамках проекта маркетплейса присутствует еще одно звено — регистратор финансовых транзакций (РФТ). Что он дает?

— Платформа РФТ разработана Национальным расчетным депозитарием, который входит в группу «Московская биржа». РФТ будет хранить информацию по всем вкладам и другим продуктам, приобретенным через финансовые платформы. Через «Госуслуги» можно будет запросить информацию о всех финансовых продуктах, приобретенных на всех финансовых платформах, аккредитованных Банком России. И регистрация в РФТ гарантирует автоматическую выплату страхового возмещения в случае несостоятельности банка.

Интервью взяла Полина Смородская


Источник